В случае фронтального удара эти устройства могут сработать как одновременно, так и отдельно друг от друга.
Принцип работы системы пассивной безопасности состоит в том, что при фронтальном столкновении, при условии, что зажигание включено, за очень короткий промежуток времени втягиваются передние ремни безопасности с устройством предварительного натяжения для надежной фиксации водителя и переднего пассажира (в зависимости от тяжести столкновения), и наполняются газом надувные подушки безопасности. После удара подушки безопасности сдуваются, что может позволить свободно покинуть автомобиль. Ремни безопасности с устройством предварительного натяжения и ограничителем нагрузки, а также подушки безопасности уменьшают опасность травмирования верхней части тела и головы водителя и переднего пассажира.
Подушки безопасности приводятся в действие пиротехнической системой, чем объясняется звук хлопка, а также выделение тепла и дыма при их срабатывании (что не означает начало пожара). При срабатывании подушек безопасности есть риск получения повреждений кожи или иные травмы.
Подушки безопасности маркируются надписью AIRBAG или SRS AIRBAG.
Система пассивной безопасности водителя и переднего пассажира, в зависимости от варианта исполнения, включает в себя:
- модуль надувной подушки безопасности водителя, вмонтированный в рулевое колесо;
- модуль надувной подушки безопасности переднего пассажира, размещенный в панели приборов;
- модули боковых надувных подушек безопасности водителя и переднего пассажира, размещенные в боковинах спинок передних сидений;
- выносные датчики;
- инерционные ремни безопасности;
- ремни безопасности водителя и переднего пассажира с устройством предварительного натяжения и ограничителем нагрузки;
- соединитель с вращающимся устройством, установленный на вале рулевого управления (для соединения выключателя звукового сигнала и модуля надувной подушки безопасности водителя с бортовой цепью автомобиля);
- -блок управления и диагностики (установленный на туннеле пола кузова под консолью панели приборов);
- сигнализатор диагностики удерживающей системы в комбинации приборов.
При включении зажигания на несколько секунд загорается сигнализатор диагностики, расположенный в комбинации приборов. Если при включении зажигания сигнализатор диагностики не загорается или загорается при работающем двигателе, это свидетельствует о неисправности в системе пассивной безопасности водителя и переднего пассажира. Не рекомендуется сажать на это место пассажира и устанавливать детское сиденье. В этом случае, а также после ДТП необходимо обратиться на ПССС.
Надувные подушки безопасности являются дополнительным средством защиты для пристегнутых ремнем безопасности водителя, переднего пассажира и срабатывают в зонах действия, показанных на рисунке 15а (выделены цветом): при столкновении определенной тяжести фронтальные подушки при фронтальных ударах, боковые подушки при боковых ударах со стороны удара.
Однако, могут также сработать и в других аварийных ситуациях, если автомобиль будет испытывать воздействия аналогичные тем, которым он подвергается при фронтальном или боковом столкновении.
Примеры ситуаций со срабатыванием системы пассивной безопасности:
- столкновение с неподвижным недеформируемым препятствием: подушка может сработать при небольшой скорости движения;
- столкновение с подвижным деформируемым препятствием (например, с другим автомобилем): подушка срабатывает только при повышенной скорости движения автомобиля и в зоне действия и срабатывания;
- в случае достаточного по силе удара, воздействующего на автомобиль спереди, некоторые примеры показаны на рисунке 15б.
Удерживающая система не срабатывает при:
- выключенном зажигании;
- недостаточной тяжести фронтальных или боковых столкновений;
- опрокидывании автомобиля;
- ударах в автомобиль в случаях, когда она не может способствовать повышению безопасности.
Степень повреждения кузова автомобиля при столкновении (или отсутствие серьезных повреждений) не всегда является показателем нормальной или ненормальной работы системы пассивной безопасности.
При раскрытии подушки безопасности опасность ограничения видимости для водителя практически отсутствует, так как она наполняется и сдувается за короткий промежуток времени.
Подушка безопасности обеспечивает оптимальную защиту при правильной установке положения сиденья, спинки сиденья и подголовника. Вся спина должна опираться на спинку сиденья, а сиденье должно быть отодвинуто назад настолько, насколько это практически возможно и удобно водителю, чтобы не терять возможности контроля над управлением автомобилем. Сиденье переднего пассажира максимально отодвинуть назад и отрегулировать спинку в вертикальном положении так, чтобы не испытывать неудобство и дискомфорт. Неправильная посадка в случае раскрытия подушек безопасности может привести к серьезной травме или гибели. Для подушки безопасности необходимо пространство при наполнении ее газом.
Система пассивной безопасности водителя и переднего пассажира является автономным устройством разового использования. После срабатывания блок управления, модули надувных подушек безопасности и ремни безопасности с устройством предварительного натяжения подлежат обязательной замене на аттестованном ПССС.
Предупреждение!
- 1. Надувная подушка безопасности не заменяет ремень безопасности, она только дополняет его действие, поэтому всегда пристегивайтесь ремнями безопасности. Кто не пользуется ремнями безопасности, рискует получить в момент ДТП существенно более тяжелые травмы или даже быть выброшенным из автомобиля. Ремень способствует тому, что при ДТП вы примете наиболее безопасное сидячее положение, при котором подушка безопасности может обеспечить наибольшую эффективность защиты.
- 2. Никогда не крепите никакие предметы на рулевом колесе и панели приборов, поскольку при раскрытии подушек безопасности они могут привести к травмам. Такая же опасность существует и в тех случаях, когда водитель или пассажир курит трубку или использует мобильный телефон во время езды.
- 3. Управляя автомобилем, не кладите предплечья/ладони на место, в котором смонтирована подушка безопасности.
- 4. При движении, пассажир на переднем сиденье не должен опираться на панель приборов и держать на руках какие-либо предметы, которые могут причинить травмы при ДТП. Также не должен класть ноги на панель приборов или на сиденье, т.к. это может привести к серьезным травмам при ДТП. Пассажиру рекомендуется постоянно следить за тем, чтобы все части его тела (колени, руки, голова и т.д.) располагались на достаточном удалении от панели приборов и боковых частей кузова.
- 5. Запрещено устанавливать детское сиденье против направления движения на сиденье переднего пассажира.
- 6. Сигнализатор диагностики должен включиться на 3-4 секунды после включения зажигания, а затем выключиться. Последующее включение сигнализатора диагностики в процессе эксплуатации автомобиля означает, что в системе пассивной безопасности обнаружена неисправность и ее срабатывание при фронтальном или боковом столкновении не гарантировано.
- 7. Запрещается самовольное вмешательство в удерживающую систему. Все работы по ней должны выполняться только на аттестованных ПССС специально обученным персоналом.
- 8. Сразу после срабатывания подушек безопасности некоторые элементы системы могут иметь высокую температуру. Во избежание ожогов не прикасайтесь к горячим деталям.
- 9. Поверхности кожи, на которых появляются признаки раздражения, следует тщательно промыть мыльным раствором. При раздражении глаз необходимо промыть их чистой водой. При длительных беспокойствах следует обратиться к врачу.
Предупреждение!
- Боковая подушка безопасности является дополнительным средством защиты водителя и переднего пассажира пристегнутыми ремнями безопасности при боковом столкновении!
- Между внешней боковой поверхностью передних сидений и обивкой двери не должны располагаться посторонние предметы!
- Запрещается использование чехлов на сиденьях с боковыми подушками безопасности водителя и переднего пассажира!
- Запрещается вешать или крепить посторонние предметы на поручнях.
- Во избежание непроизвольного срабатывания боковых подушек безопасности не допускайте ударов по центральным стойкам в зоне установки боковых датчиков удара при включенном зажигании.