Для выполнения работы потребуются нутромер и оправка для поршневых колец.
Разборка
1. Снимаем с поршня поршневые кольца («Поршневые кольца и шатунные вкладыши — замена»).
2. Шилом или отверткой с тонким лезвием поддеваем и вынимаем из проточки стопорное кольцо поршневого пальца.
Рекомендация. Если канавки стопорных колец замятые, в забоинах и кольца в них ненадежно фиксируются - поршень следует заменить.
3. Прутком из мягкого метал диаметром 16-18 мм выталкиваем поршневой палец и снимаем поршень с шатуна.
Проверка
У новых двигателей зазор между поршнем и цилиндром составляет 0,025-0,045 мм и задастся установкой поршней того же класса, что и цилиндров. Класс поршня и цилиндра обозначаются латинскими буквами которые выбиваются на нижней привалочной плоскости блока цилиндров...
...и на днище поршня. Стрелка на поршне указывает направление на передний конец коленчатого вала.
Замечание. Как пользоваться нутромером, см. прилагаемую инструкцию или специальную литературу.
1. Нутромером проверяем износ стенок цилиндров.
Измерения проводим в четырех поясах (3, 10, 60 и 112 мм от верхней кромки цилиндра) в продольном и поперечном направлениях двигателя. В верхнем поясе цилиндр не изнашивается. По разнице показаний нутромера в разных поясах определяем степень износа каждого цилиндра.
2. Микрометром измерив диаметр юбки поршня, определяем его износ.
Рекомендация. Небольшой равномерный износ цилиндра (в пределах 0,05 мм) можно попробовать компенсировать установкой поршня другого класса с большим диаметром.
Если максимальный износ составляет 0,15 мм и более, требуется расточка цилиндров и установка поршней ремонтного размера.
Подбор поршней и пальцев
У новых двигателей зазор между поршнем и цилиндром составляет 0,025-0,045 мм и задается установкой поршней того же класса, что и класс цилиндров.
1. Нутромером проверяем износ стенок цилиндров (см. выше).
Диаметры цилиндров разбиты на пять размерных классов (см. табл. 8.1.5). Класс каждого цилиндра выбит на нижней привалочной плоскости блока цилиндров.
Таблица 8.1.5. Классы цилиндров но диаметру
Обозначение | Диаметр, мм |
А | 82,00-82,01 |
В | 82,01-82,02 |
С | 82,02-82,03 |
D | 82,03-82,04 |
Е | 82,04-82,05 |
Рекомендация. Небольшой равномерный износ цилиндра (в пределах 0,05 мм) возможно компенсировать установкой поршня другого класса с большим диаметром.
Если максимальный износ составляет 0,15 мм и более, требуется расточка цилиндров и установка поршней ремонтного размера.
Предусмотрена расточка цилиндров на 0,4 мм и 0,8 мм под размеры ремонтных поршней.
2. На днище поршня нанесены обозначения, где:
- 2 — все отверстия под поршневой палец;
- С — класс поршня;
- ← — стрелка для ориентирования поршня в цилиндре (должна быть направлена в сторону привода ГРМ);
- Г - группа массы поршня.
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни делятся на ори класса (1, 2, 3) — через 0,004 мм.
По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D. Е) — через 0,01 мм (измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня).
По размеру поршни бывают номинальные и двух ремонтных размеров. Поршни номинального размера не маркируются. Поршни первого ремонтного размера изготавливаются с увеличенным на 0,4 мм диаметром и имеют маркировку в виде символа «д». Поршни второго ремонтного размера имеют увеличенный на 0,8 мм диаметр и символом символом «□».
На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе. Поршни номинальной группы обозначаются символом «Г». Поршни с увеличенной и уменьшенной массой на 5 г обозначаются «+»* и «—» соответственно.
Класс пальца маркируется краской на его торце.
По наружному диаметру пальцы делятся на ори класса (синий, зеленый и красный), через 0,004 мм.
Для облегчения подбора пальца к отверстию поршня на его внутренней стороне краской указывается требуемый класс пальца.
Требуемый класс пальца указан на крышке шатуна 2. По массе головок шатуны делятся на классы. Маркировка мамосноея на крышку шатуна 1...
...или краской.
Предупреждение! На двигатель должны быть установлены шатуны одного класса по массе (см. табл. 8.1.6).