Внимание! Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. При установленной пробке уровень должен быть у нижней кромки горловины тормозного бачка, а при снятой пробке должен находиться около метки «МАХ» на корпусе тормозного бачка.
Производители автомобиля рекомендуют менять всю тормозную жидкость в тормозной системе через 3 года или 45 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).
Некоторые водители пренебрегают этим советом, поскольку тормозная жидкость в тормозном бачке кажется им достаточно чистой, и совершенно напрасно. Дело в том, что тормозная жидкость очень гигроскопична: она впитывает влагу из воздуха, а эта влага со временем не только разрушает поверхности тормозных цилиндров, трубопроводов и, как следствие, приводит к преждевременному выходу из строя узлов тормозной системы, но и существенно снижает температуру кипения тормозной жидкости. Нормальная температура кипения тормозной жидкости «Нева» - 190°С, «Томь» - 210°С, «Роса» - 260°С. При частых интенсивных торможениях дисковые тормоза передних колес очень сильно нагреваются, а при большом содержании воды тормозная жидкость может вскипеть, что, как правило, приводит к отказу тормозов. При появлении проблем с тормозами прокачайте тормозную систему на автомобиле (см. «Прокачка тормозной системы»). Если прокачка тормозов на автомобиле не дала желаемого результата, необходимо тщательно проверить всю тормозную систему, как описано ниже (см. «Проверка тормозной системы»).
Прокачка тормозной системы
Если тормозная педаль стала «мягкой», а при нескольких последовательных нажатиях становится «тверже», значит, в гидравлический привод тормозов попал воздух.
Для удаления воздуха из тормозной системы необходимо прокачать тормоза. Процедура прокачки тормозов на автомобиле довольно простая, но удобнее проводить ее с помощником.
Подробное описание прокачки тормозной системы вы найдете в разд. «Тормозная система» (см. «Прокачка тормозной системы»).
Проверка тормозной системы
1. Причиной потери эффективности торможения может быть неудовлетворительная работа вакуумного усилителя. Для экспресс-проверки вакуумного усилителя нажмите несколько раз на педаль тормоза при неработающем двигателе, чтобы снять разрежение в вакуумном усилителе, а затем, удерживая педаль тормоза, заведите двигатель. Если после пуска двигателя педаль тормоза немного опустилась, вакуумный усилитель тормозов исправен.
2. Если педаль тормоза осталась неподвижной, проверьте целость и надежность соединения шланга вакуумного усилителя со штуцером на впускной трубе двигателя...
3. ...и с обратным клапаном. Неисправный шланг замените или отремонтируйте. Если шланг исправен, требуется замена вакуумного усилителя (см. «Снятие и установка вакуумного усилителя тормозов»).
Если торможение сопровождается биением и пульсацией тормозной педали, следует в первую очередь проверить состояние передних тормозных дисков.
4. Установив автомобиль на домкрат, снимите переднее колесо и осмотрите тормозной диск. Толщина тормозного диска должна быть не менее 17,8 мм, поверхность диска - ровной и гладкой с обеих сторон. Если поверхность диска местами покрыта ржавчиной, что обычно бывает после продолжительной стоянки автомобиля с не просушенными тормозами, попробуйте зачистить рабочую поверхность мелким наждачным полотном. Если эта процедура не помогла, придется отдать тормозные диски в шлифовку или заменить новыми.
5. Проверьте подвижность поршня тормозного механизма. Для этого двумя отвертками попробуйте сдвинуть с места суппорт тормозного механизма. Если тормозной суппорт не удается сдвинуть, значит, заклинило поршень в тормозном цилиндре.