Внимание! Важными условиями правильности показаний при проверке компрессии в цилиндрах являются исправность стартера и его электрических цепей, а также полная зарядка аккумулятора.
На автомобиле проверяют компрессию в цилиндрах специальным прибором - компрессометром, который сейчас можно свободно продается в крупных магазинах автозапчастей и на автомобильном рынке.
1. Перед измерением компрессии в цилиндрах проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в клапанном механизме (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов»).
2. Заведите на автомобиле двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.
3. Снизьте давление в системе питания (см. «Снижение давления топлива в системе питания двигателя»). После снижения давления в системе питания двигателя предохранитель топливного насоса на место не устанавливайте, чтобы отключить топливный насос.
4. Снимите наконечники высоковольтных проводов со свечей зажигания...
5. ...и выверните из двигателя все свечи зажигания.
6. Отсоедините разъем жгута низковольтных проводов от катушки зажигания, отключив тем самым на автомобиле систему зажигания.
7. Вверните компрессометр в свечное отверстие проверяемого цилиндра.
8. Нажмите на педаль газа до упора, чтобы полностью открыть дроссельную заслонку.
9. Поверните в замке зажигания ключ и включите стартер и проворачивайте им коленчатый вал двигателя до тех пор, пока давление в цилиндре не перестанет увеличиваться. Это соответствует примерно четырем тактам сжатия. Для получения правильных показаний компрессометра коленчатый вал должен вращаться со скоростью 180-200 об/мин или выше, но не более 350 об/мин.
10. Записав показания компрессометра, установите его стрелку на ноль, нажав на клапан выпуска воздуха.
11. Повторите замер компрессии 7-10 для остальных цилиндров. Компрессия должна быть не ниже 1,0 МПа и не должно отличаться в разных цилиндрах более чем на 0,1 МПа. Пониженная компрессия в отдельных цилиндрах может возникнуть в результате неплотной посадки клапанов в седлах, повреждения прокладки головки блока цилиндров, поломки или пригорания поршневых колец. Пониженная компрессия во всех цилиндрах указывает на износ поршневых колец.
12. Для выяснения причин недостаточной компрессии залейте в цилиндр с пониженной компрессией около 20 см. куб. чистого моторного масла и вновь измерьте компрессию. Если показания компрессометра повысились, наиболее вероятна неисправность поршневых колец. Если же значение компрессии осталось неизменным, значит, тарелки клапанов неплотно прилегают к седлам или повреждена прокладка головки блока цилиндров.