- мультиметр (в режиме вольтметра с пределом измерений 15-20 В);
- стетоскоп технический.
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).
2. Запускаем двигатель. Если на щитке приборов загорелась контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, проверяем:
- поступление напряжения +12 В на обмотку возбуждения генератора при включении зажигания (вывод L разъема генератора);
- натяжение ремня привода генератора.
Рекомендация. Слабое натяжение ремня привода генератора (см. «Ремень привода генератора — проверка состояния и регулировка натяжения») приводит к его проскальзыванию по шкивам, что не позволяет генератору развить необходимую мощность и приводит к быстрому износу ремня. Косвенно проскальзывание ремня можно определить по тусклому свечению фар в темное время суток и по свистящему звуку в передней части двигателя при увеличении оборотов коленчатого вала.
3. Прогреваем двигатель до рабочей температуры (не менее 80°C).
4. Включаем все мощные потребители электроэнергии автомобиля (обогрев заднего стекла, электровентилятор отопителя, дальний свет фар, обогрев сидений).
Замечание. Дальнейшую часть работы выполняем с помощником.
5. Нажимая педаль «газа» и контролируя работу двигателя по тахометру, удерживаем обороты коленчатого вала двигателя в пределах 3000-3500 об/мин.
6. Вольтметром измеряем напряжение на выводах аккумуляторной батареи. При исправном генераторе вольтметр должен показать напряжение не ниже 14 В.
Замечание. Если напряжение меньше, возможно слабо натянут ремень привода генератора (см. выше), неисправна цепь генератора, неисправен регулятор напряжения генератора, замаслились или изношенны щетки в генераторе, либо неисправен сам генератор (поиск и устранение неисправностей регулятора напряжения и других деталей генератора см. ниже в соответствующих разделах).
7. Выключаем все потребители электроэнергии, при этом вольтметр должен показать напряжение не выше 15,1 В.
Замечание. Если напряжение больше, скорее всего, неисправен регулятор напряжения.
8. Стетоскопом по шуму оцениваем состояние подшипников генератора. Сильный гул свидетельствует об износе подшипника или подшипников (наиболее часто выходит из строя передний подшипник).