Каталожные номера задних колодок и других элементов тормозного механизма см. здесь.
Внимание: Тормозные колодки имеют слегка неравномерный износ накладки или износ, отличающийся на накладках разных колодок. Колодки могут также иметь существенно разный износ на противоположных концах накладки. Если все остальное находится в хорошем состоянии, эти особенности не говорят о наличии каких-либо проблем.
Примечание. не рекомендуется разбирать без особой надобности задний тормозной механизм, снимать тормозной барабан. Для контроля износа задних колодок используйте смотровые отверстия. (см. ниже)
Проверка износа (толщины) задних колодок без снятия тормозного барабана
Задняя колодка, размещённая ближе к переду автомобиля, снашивается быстрее задней. Поэтому, для контроля...
… в щите заднего тормозного механизма имеется смотровое отверстие.
Вынимаем резиновую заглушку.
Минимально допустимая толщина задних тормозных колодок (накладок) - 1,5 мм.
Для более полного контроля, нужно снять тормозной барабан (см. ниже).
При измерении толщины вместе с основанием накладки, минимально допустимая толщина - 5 мм.
Замена
Разбирать тормоз следует сначала с одного колеса. Хотя эта работа может быть выполнена с помощью обычных ручных инструментов, существуют несколько специальных инструментов для ремонта тормозов, которые значительно облегчат ремонт. Рекомендуется обеспечить наличие инструмента для снятия пружин на тормозах.
Рисунок 14-1 - Замена тормозных колодок: 1 - упор; 2 - нижняя стяжная пружина; 3, 12 - тормозные колодки; 4, 11 - пружины направляющих; 5, 9 - пружины крепления механизма автоматической регулировки зазора; 6 - распорная планка с механизмом автоматической регулировки зазора; 7 - верхняя стяжная пружина; 8 - тормозной цилиндр; 10 - рычаг ручного привода колодок; 13 - трос ручного привода тормоза
Снятие
Затормозить стояночным тормозом и выключить зажигание. Поддомкратьте автомобиль с одной стороны и установите страховочные опоры, либо установите автомобиль на двухстоечный подъемник.
Снимите заднее колесо.
Отпустить рычаг ручного тормоза.
Если вы работаете на подъёмнике - поднять автомобиль на высоту, удобную для выполнения работ.
Чтобы облегчить снятие тормозного барабана нужно свести тормозные колодки. Для этого плоской отверткой через отверстие в тормозном барабане вращаем шестерёнчатую гайку механизма регулировки зазора между колодками и барабаном, благодаря чему уменьшается длина распорной планки и колодки сходятся. Направление вращения - сверху вниз.
как это выглядит при снятом барабане:
С помощью подходящих инструментов подденьте и сбейте колпак подшипника ступицы.
И снимите его.
Ключом (головкой) "на 36" отверните ступичную гайку.
И снимите тормозной барабан.
Примечание. Запрещено нажимать на педаль тормоза после снятия тормозного барабана.
Снять пружины 4 и 11 направляющих колодок (плоскогубцы). Для этого:
Плоскогубцами поворачиваем чашку пружины до совмещения паза в чашке с хвостовиком стойки.
После чего снимите пружину с чашкой, а такк же выньте опорную стойку (направляющую).
Проделайте то же самое с другой стороны механизма.
Снять нижнюю стяжную пружину 2 (рисунок 14-1).
Для этого подденьте подходящим инструментом её крючок и выведите его из зацепления.
Снимите полностью пружину.
Взявшись руками за колодки, аккуратно отводим их от щитка вместе регулировочным механизмом.
И отсоединив наконечник троса ручного тормоза (13, рис. 14-1), снимите полностью колодки с щитка.
После снятия колодок, желательно закрепить как-либо поршни рабочего цилиндра, например связать их проволокой, или верёвкой. Это нужно на тот случай, если порши выдавит и может вытечь тормозная жидкость.
Снимите со сборки колодок верхнюю стяжную пружину (7, рис.14-1).
Отсоединив пружину механизма регулировки от передней колодки...
И отсоединив распорную планку от задней колодки...
Снять распорную планку с механизмом автоматической регулировки в сборе.
Механизм автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном:
1 — пружина резьбового наконечника; 2 — резьбовой наконечник распорной планки (левая резьба); 3 — пружинный рычаг регулятора; 4 — распорная планка; 5 — пластинчатая пружина; 7 — храповая шестеренчатая гайка (левая резьба)
Общий вид элементов заднего тормозного механизма в разобранном состоянии
Элементы тормозного механизма: 1 - чашка пружины; 2 - прижимная пружина колодки; 3 - опорная стойка; 4 - передняя колодка; 5 - верхняя стяжная пружина; 6 - колесный цилиндр; 7 - распорная планка; 8 - пружина регулятора; 9 - задняя колодка с рычагом привода стояночного тормоза; 10 - нижняя стяжная пружина
Установка
Очистить элементы заднего тормоза (щетка металлическая).
Нанести на резьбовую поверхность распорной планки смазку "Литол 24".
Перед установкой колодок на тормозной щит соединить колодки между собой распорной планкой с механизмом автоматической регулировки зазора и пружинами крепления, подсоединить трос ручного привода тормоза к рычагу привода (отвертка плоская, плоскогубцы).
Установить колодки на тормозной щит.
Установить верхнюю и нижнюю стяжные пружины (клещи для тормозных пружин).
Установить пружины направляющих колодок (отвертка плоская, плоскогубцы).
Рисунок 14-2 - Элементы заднего тормоза: 1 - пружина крепления распорной планки; 2 - храповик механизма автоматической регулировки зазора; 3 - распорная планка с механизмом автоматической регулировки зазора; 4 - верхняя стяжная пружина
Отрегулировать наружный диаметр колодок, вращая отверткой храповик 2, рисунок 14-2, механизма автоматической регулировки зазора. Наружный диаметр колодок должен составлять 227,5 ±0,1 мм (отвертка плоская, штангенциркуль).
Установить тормозной барабан. Момент затяжки гайки подшипника ступицы 175 Н∙м.
Гайку желательно использовать новую (артикул гайки: 7703034275), но можно использовать и восстановленную старую, замяв молотком её буртик в трёх местах, как это показано на фото:
Установить заднее колесо.
Нажать на педаль тормоза 2-3 раза, проверить и при необходимости довести до нормы уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов.
Проверить работоспособность механизма автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном (при нажатии несколько раз подряд на педаль тормоза должен быть слышен характерный щелчок).
Отрегулировать стояночный тормоз.
Проверить эффективность рабочей тормозной системы.