Внимание. Если вы выполняете ремонт каких-либо систем автомобиля, а тем более электрооборудования, то не забудьте перед началом работ отсоединить провод "массы" аккумулятора.
При замене перегоревших предохранителей не заменяйте их предохранителями другого типа, или другими приспособлениями заменяющими нормальные предохранители.
Общее описание электрооборудования автомобиля
Основными деталями 12-вольтовой системы электрооборудования с заземленным «минусом» являются 12-вольтовая аккумуляторная батарея, генератор (приводимый в движение от шкива коленчатого вала) и стартер.
Аккумуляторная батарея подает ток к системе зажигания, приборам освещения и другим электрическим потребителям и имеет резерв емкости на тот случай, когда потребляемый ток превышает ток, поступающий от генератора.
Генератор имеет собственный регулятор, который обеспечивает высокую выходную мощность, если аккумуляторная батарея слабо заряжена и потребляемый ток высок, и низкую выходную мощность, если аккумуляторная батарея полностью заряжена и потребляемый ток невелик.
При подсоединении электрических элементов к бортовой сети автомобиля с заземленным "минусом" очень важно правильно их подсоединить, если они содержат кремниевые диоды или транзисторы т.к. в случае неправильного подключения эти элементы могут выйти из строя. Это относится к радиоприемникам, магнитофонам, электронным системам зажигания, электронным тахометрам, электронным устройствам зашиты от коррозии и т.п. - все они должны быть подключены в соответствующей полярности.
Важно знать, что положительный провод к аккумуляторной батарее должен всегда отсоединяться, если аккумуляторная батарея заряжается в автомобиле. Если производятся сварочные работы с использованием электрической сварки, то генератор должен быть также отключен во избежание серьезных повреждений. Всегда проверяйте, чтобы контакты аккумуляторной батареи были правильно подсоединены к соответствующим проводам. При работах с деталями электрооборудования рекомендуется отсоединять отрицательный провод от аккумуляторной батареи.
Общие рекомендации по поиску и устранению неисправностей электрооборудования
Электрические неисправности разделяются на три типа:
- Электрический потребитель, который не работает, не обеспечивается током.
- Сам потребитель не работает.
- Потребитель плохо заземлен.
Неисправности первой категории являются самыми сложными. Это система обеспечения током, которая содержит все выключатели, реле, предохранители и т.д.
Электрическая схема может проверяться контрольной лампочкой с отсоединяемыми проводами на другом конце, на которых находятся зажимы типа «крокодил».
Если не работает лампа, то следуйте систематическому подходу, чтобы определить, какая из трех причин проявилась:
- Включите выключатель, который подключает неработающую лампу.
- Отсоедините провод, подающий напряжение, от лампы.
- Присоедините «земляной» провод контрольной лампы к хорошему металлическому заземлению.
- Коснитесь пробным конном контрольной лампы конца провода, подающего напряжение, который был отсоединен от лампы. Если ток на лампу подается, то контрольная лампа будет гореть.
Внимание: Если лампа включается только тогда, когда включается заземление, то убедитесь, что ключ зажигания повернут в положение «включено».
Если контрольная лампа не горит, то неисправность в цепи между батареей и лампой. Как отмечалось выше, это включает в себя все выключатели, предохранители, реле и т.д. Найдите эту лампу на схеме электрооборудования и проследите, как к ней подходит напряжение. Неисправность состоит в разрыве цепи между батареей и лампой. Если перегорел предохранитель и при замене сразу перегорает опять, то это означает короткое замыкание в схеме, которое должно быть найдено и устранено. Если в системе имеется выключатель, то обойдите его (закоротите в положение «включено») с помощью вспомогательного провода, соединив его с проводом, выходящим из выключателя. Если контрольная лампа при этом загорится, то неисправен выключатель.
Внимание: Никогда не заменяйте вспомогательный провод лампочкой, т.к. она требует тока от батареи.
Если контрольная лампочка не горит, то ток к лампе подается, т.е. первая из возможных причин исключается. Подсоедините провод, подающий напряжение, и соедините вспомогательным проводом заземление на кузове автомобиля с заземлением на лампе. При этом выключатель, подключающий лампу должен быть в положении «включено» и включено зажигание. Если проверяемая лампа работает только при включенном зажигании, то это свидетельствует о плохом заземлении. Это обычно бывает вызвано тем, что металлическая поверхность, на которой крепится лампа, покрывается слоем чужеродного происхождения (краска, ржавчина и т. д.).
Если ни одна из проверок результата не дала, то неисправна сама лампа. Описанная выше процедура может быть использована для любого электрического потребителя схемы путем замены этого неработающего потребителя на лампочку. Помните, что для надежной работы электрической схемы места соединений должны быть чистыми и затянутыми.