Схема переключения передач нанесена на рукоятке рычага: пять передач обозначены цифрами и задний ход обозначен буквой R.
Методы применения и предостережения:
- Нажмите до конца педаль сцепления во время переключения передачи с целью отделения движения входного вала трансмиссии, а затем используйте рычаг коробки передач. Для избежания шума во время переключения задней передачи, подождите 3 секунды после нажатия педали сцепления до конца в статическом положении автомобиля. Включение передачи заднего хода будет более мягким.
- Меньшая передача должна применяться во время спуска с горы или во время поворота. Двигаться вниз без применения сцепления запрещается.
- При переключении трансмиссии на высшую передачу, нельзя перескакивать передачи; в противном случае, это будет иметь влияние на срок эксплуатации синхронизаторов.
- При переключении передач запрещается метод резкого переключения (то есть толкания и резкого отпускания). Рычаг переключения передач должен сопровождаться рукой до конца, что снижает износ кольцевого пружинного замка синхронизатора и уменьшает износ из-за трения.
- Не кладите руку на рычаг переключения коробки передач во время движения автомобиля. Это может вызвать преждевременный износ частей или вилки переключения.
- Если Вы чувствуете нехарактерное работу трансмиссии во время пользования, как то нехарактерный звук и явные трудности в управлении, сразу остановите автомобиль для проверки на наличие неисправностей и продолжайте движение после устранения проблемы.
Запрещается включать заднюю передачу во время движения вперед, иначе это нанесет вред трансмиссии.
Можно ли ездить с выключенной скоростью?
Многие инструкторы в автошколах учат будущих водителей ездить накатом, то есть при спуске с горки, приближении к перекрестку и т. д. переводить рычаг КПП в нейтральное положение или ехать с выжатой педалью сцепления. Делается это в целях экономии бензина, но такая экономия может привести к опасной ситуации.
Машина на "нейтрали" - это просто тележка, которая катится по инерции. Она не может прибавить газу и сделать рывок, если вдруг понадобится совершить какой-то маневр. Представьте, что впереди идущий автомобиль внезапно замедляет ход или, допустим, на проезжую часть выбегает пешеход. Чтобы объехать помеху с помощью только руля, необходимы умение и опыт, а порой ширина дороги вообще не позволяет это сделать. Большинство начинающих автомобилистов в такой ситуации инстинктивно давит педаль тормоза. А экстренное торможение даже летом, на сухом асфальте, бывает рискованным, тем более - зимой, на скользком.
Хорошо, если машина оснащена АБС, которая не даст колесам заблокироваться на мокром покрытии, ледке, снежной слякоти. Тогда автомобиль остановится достаточно быстро и без рысканий. Если же антиблокировочной системы нет, машина превратится в подобие саней, которые неконтролируемо скользят по дороге. Отсюда до аварии - один шаг.
В любом случае лучше взять себе за правило: "нейтраль" - только для переключения передач, а не для езды накатом! Особенно зимой! Гораздо полезнее (это отнюдь не помешает и владельцам машин с АБС) освоить другой прием - торможение двигателем. В простейшем варианте это означает, что вы, например, подъезжая к светофору, плавно тормозите, не трогая педаль сцепления до последнего момента. и втыкаете "нейтраль" лишь перед самой остановкой, когда мотор уже начинает глохнуть. Другой способ - сначала переключиться на более низкую передачу (тем самым вы как бы "осаживаете" двигатель, словно коня на скаку), а затем тормозить так же, как в первом случае. Правда, при переключении машина может дернуться. Чтобы избежать рывка, надо, отпуская педаль сцепления, немного прибавить газу. Этому приему научиться сложнее - надо потренироваться работать педалями.
Перед спуском с крутой горки тоже имеет смысл переключиться на более низкую передачу, а педаль тормоза без явной необходимости не трогать. Автомобиль мягко съедет по склону, "сам себя подтормаживая".
Кстати, на машинах с "автоматом" торможение двигателем тоже возможно на пониженных передачах.