Примечание: При выходе сцепления из строя рекомендуем заменять одновременно все его элементы (ведомый и ведущий диски, подшипник выключения сцепления), так как работа по замене сцепления трудоемкая, а ресурс неповрежденных элементов сцепления уже снижен, поэтому, если их установить вновь, может потребоваться повторная замена сцепления после сравнительно небольшого пробега.
Номера запчастей указаны здесь (8 кл) и здесь (16 кл).
Устройство сцепления см. здесь.
Работы на двигателях K4M и K7M по замене сцепления не отличаются.
Для работы потребуются оправка для центровки ведомого диска сцепления.
Подходит оправка от автомобилей ВАЗ. (Оригинальные - Emb. 1518 или Emb. 1780, или 67.7823-9702 L)
Снятие
Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание, открыть капот и отсоединить клемму провода "массы" от аккумуляторной батареи.
Снять коробку передач (см. тут).
Примечание. При замене сцепления можно полностью не снимать КПП, а только отодвинуть её от двигателя на необходимое расстояние. Данная работа показана здесь.
Совет: Если будете устанавливать прежний нажимной диск, пометьте любым способом (например, маркером) взаимное расположение кожуха диска и маховика, чтобы установить нажимной диск в прежнее положение (для сохранения балансировки).
Если имеется, то установить на блок цилиндров двигателя фиксатор маховика (фиксатор маховика Mot. 582-01).
Если нет, то с помощью отвертки, или монтажной лопатки удерживайте маховик от проворачивания и...
... отверните шесть болтов 1, рисунок 3-1, крепления нажимного диска сцепления к маховику и снимите нажимной 2 и ведомый диски сцепления (головка сменная 13, удлинитель, вороток).
Затяжку болтов ослабляйте равномерно: каждый болт по одному обороту ключа, переходя от болта к болту по диаметру.
Рисунок 3-1 - Снятие сцепления: 1 - болт крепления нажимного диска; 2 - нажимной диск сцепления
Снимите нажимной и ведомый диски сцепления с маховика, придерживая ведомый диск.
Контроль ведомых дисков сцепления
Ведомые диски сцепления для автомобилей с двигателями К4М и К7М имеют различную жесткость пружин демпфера. Для отличия ведомых дисков сцепления на пружины демпфера краской нанесены метки, рисунок 3-2.
Отличия ведомых дисков сцепления:
Параметры | Двигатель К4М | Двигатель К7М |
Наружный диаметр ведомого диска, мм | 200 | 200 |
Толщина ведомого диска, мм | 7,5 | 7,6 |
Число шлицов | 26 | 26 |
Цвет меток пружин (рисунок 3-2) | 1 - серый; 2 - зеленый; 3 - сине-сиреневый | серый |
Осмотреть диск сцепления ведомый.
Рисунок 3-2 - Метки ведомого диска сцепления на автомобиле с двигателем К4М: 1 - серый; 2 - зеленый; 3 - сине-сиреневый
При наличии трещин, вмятин, поломок пружин демпфера и трещин или расслоений фрикционных накладок диск подлежит замене.
Рисунок 3-3 - Диск сцепления нажимной
Подготовка к установке
Проверить поверхность маховика двигателя, контактирующую с ведомым диском сцепления. На поверхности маховика не должно быть царапин и следов побежалости.
Проверить отсутствие заклинивания коренного подшипника коленчатого вала двигателя.
Проверить герметичность сальников двигателя и коробки передач, при необходимости заменить.
Проверить свободное перемещение ведомого диска сцепления по первичному валу.
Проверить отсутствие следов износа на направляющей втулке подшипника включения сцепления и вилке включения сцепления.
Очистить и промыть поверхность маховика, контактирующую с ведомым диском сцепления, шлицы первичного вала коробки передач и шлицы в ступице ведомого диска (уайт-спирит, норма расхода 10 г).
Установка
Перед установкой проверьте легкость перемещения ведомого диска по шлицам первичного вала КПП, нанесите на шлицы ступицы ведомого диска тугоплавкую консистентную смазку.
Примечание. Устанавливайте ведомый диск таким образом, чтобы выступающая часть ступицы диска (показана стрелкой) была направлена в сторону диафрагменной пружины кожуха сцепления.
Установить сцепление в сборе на маховик, не затягивая болты 1, рисунок 3-1, крепления нажимного диска (головка сменная 8, вороток и удлинитель).
Установить в ступицу ведомого диска оправку 1, рисунок 3-4, и отцентрировать ведомый диск сцепления относительно маховика.
Рисунок 3-4 - Центрирование ведомого диска сцепления: 1 - оправка для центровки ведомого диска сцепления
Поочередно завернуть крест-накрест болты 1, рисунок 3-1, крепления нажимного диска сцепления. (головка сменная 13, удлинитель, вороток, ключ моментный):
Очередность затяжки болтов сцепления
Момент затяжки болтов крепления нажимного диска сцепления 20 Н·м (2,0 кгс·м).
Снять фиксатор маховика (если был).
Установить коробку передач.
После установки коробки передач проверить величину хода вилки выключения сцепления (для автомобилей с тросовым приводом) и отсутствие воздуха в гидроприводе сцепления (для автомобилей с гидроприводом).
При необходимости отрегулировать ход вилки выключения сцепления (для автомобилей с тросовым приводом) или удалить воздух из системы гидропривода сцепления (для автомобилей с гидроприводом (JR5)).