Передний тормозной механизм: 1 - тормозной шланг; 2 - прокачной штуцер; 3 - суппорт; 4 - направляющая тормозных колодок; 5 - пружинные упоры тормозных колодок; 6 - ступица; 7 - тормозной диск; 8 - тормозная колодка; 9 - защитный чехол направляющего пальца
Задний тормозной механизм в сборе: 1 - тормозная колодка (передняя); 2 - пружинная скоба крепления опорной стойки; 3 - опорная стойка крепления тормозной колодки; 4 - датчик скорости вращения колеса; 5 - стяжная пружина (верхняя); 6 - тормозной цилиндр; 7 - регулировочный механизм; 8 - тормозная колодка (задняя); 9 - рычаг привода стояночного тормоза; 10 - трос стояночного тормоза; 11 - стяжная пружина (нижняя)
Автомобиль оборудован двумя тормозными системами — рабочей и стояночной.
Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля вплоть до его полной остановки и кратковременного удержания автомобиля в неподвижном состоянии.
Стояночная тормозная система предназначена для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля во время стоянки.
Рабочая тормозная система — двухконтурная с гидравлическим приводом, состоит из главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем, четырех тормозных механизмов, тормозных трубопроводов и шлангов. Один контур включает в себя тормозные механизмы правого заднего и левого переднего колес, второй — левого заднего и правого переднего (диагональное разделение). При выходе из строя одного из контуров, второй контур, хоть и с меньшей эффективностью, обеспечит остановку автомобиля.
Автомобиль оборудован анти-блокировочной системой тормозов (ABS), предотвращающей блокировку колес при резком торможении и торможении на скользком покрытии. В системе ABS применяются четыре датчика скорости вращения колес.
Датчик скорости вращения переднего колеса | Датчик скорости вращения заднего колеса |
Задающие кольца датчиков скорости вращения передних колес выполнены заодно с наружными шарнирами приводов колес, задних колес установлены на тормозных барабанах.
Исполнительный элемент ABS — гидроблок, который установлен в гидроприводе рабочей тормозной системы между главным и рабочими тормозными цилиндрами.
Гидроблок ABS
Замечание. Гидроблок - это сложный узел, в который встроены гидронасос с электроприводом и электромагнитные клапаны. Работой гидроблока управляет электронный блок управления, объединенный с ним в целостный узел. Блок управления также контролирует исправность всех элементов системы ABS. Импульсные сигналы сдатчиков скорости вращения колес поступают в блок управления. При начале блокировки колес гидроблок, по команде блока управления, ограничивает давление в гидроприводе, снижая тормозные усилия.
Тормозные механизмы передних колес — дисковые, механизмы задних колес — барабанные.
Для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали тормоза, в приводе тормозной системы установлен вакуумный усилитель, работающий за счет разрежения, образующегося во впускном трубопроводе работающего двигателя.
Предупреждение! Не выключайте двигатель до полной остановки автомобиля, так как при этом сильно возрастет усилие, которое необходимо приложить к педали тормоза для остановки автомобиля.
На корпусе главного тормозного цилиндра установлен бачок с тормозной жидкостью. В бачке размещен датчик недостаточного уровня тормозной жидкости. При опасном падении уровня жидкости в бачке, датчик подает сигнал на включение контрольной лампы недостаточного уровня тормозной жидкости на щитке приборов.
Главный тормозной цилиндр: I - главный тормозной цилиндр; 2 - бачок; 3 - датчик аварийного уровня тормозной жидкости; 4 - вакуумный усилитель тормозов
Привод стояночной тормозной системы осуществляется тросами на тормозные механизмы задних колес. При правильной эксплуатации стояночная тормозная система не требует обслуживания. Однако иногда может возникнуть необходимость регулировки привода (см «Стояночный тормоз — регулировка»).
Проверку технического состояния тормозной системы выполняем в соответствии с регламентом технического обслуживания (см. «План технического обслуживания»).