Завод-изготовитель устанавливает на автомобиль колеса со стальными или легкосплавными дисками для бескамерных шин (см. выше, «Справочные данные»). Маркировка легкосплавного диска отлита на внутренней стороне спиц.
Маркировка стального диска может быть выштампована на ободе.
Обозначение диска колеса расшифровывается следующим образом:
- 6 — ширина обода в дюймах;
- J — условное обозначение профиля обода;
- 15 — посадочный диаметр обода под шину в дюймах;
- 4x100 — количество отверстий для колесных болтов и диаметр, на котором они расположены;
- DIA60,1 — диаметр посадочного отверстия;
- ЕТ — условное обозначение вылета обода;
- 50 — вылет обода в миллиметрах;
- 2013 10 7 — дата изготовления.
Замечание. Вылет обода (ЕТ) - это расстояние между плоскостью, разделяющей обод колеса пополам (плоскость, равноудаленная от бортов обода) и привалочной (крепежной) плоскостью колеса.
На колеса устанавливаются бескамерные шины. Европейское обозначение шины, например 185/65R15 92Н, расшифровывается следующим образом:
- 185 — ширина профиля в миллиметрах;
- 65 — отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
- R — обозначение радиальной шины;
- 15 — посадочный диаметр шины в дюймах;
- 92 — индекс нагрузки (табл. 11.1.3);
- Н — индекс скорости (табл. 11.1.4).
Замечание. Индекс нагрузки — индекс, обозначающий максимально допустимую нагрузку на шину, превышение которой может привести к разрушению шины. Индекс скорости - индекс, обозначающий максимально допустимую скорость для данной шины. Превышение этой скорости может привести к разрушению шины.
Американское обозначение шины, например Р 185/65R15 84Т, расшифровывается аналогично. Дополнительная буква перед обозначением указывает на назначение шины: Р (Passenger) — шина для легкового автомобиля, LT (Light Truck) — шина для легкого грузовика.
Также на шине может быть указан номер сертификата DOT, если шина проходила испытания на соответствие стандартам министерства транспорта США.
В этом случае на боковине шины нанесены маркировки, информирующие об относительных качествах! резины:
TREADWEAR — характеризует износостойкость шины: чем больше значение индекса, тем выше износостойкость шины (например, шина! с индексом 300 имеет ресурс в три раза больше чем шина, на которой стоит индекс 100).
TRACTION — характеризует возможность шины тормозить на мокром асфальте без проскальзывания. Измерения проводят по специальной методике при прямолинейном движении автомобиля.
Предупреждение! Данный метод измерения не учитывает поведение шины при торможении в повороте и на других дорожных покрытиях.
Буквы, нанесенные рядом со словом TRACTION, указывают относительную величину данного параметра шины. Возможны следующие варианты (в порядке ухудшения): АА, А, В, С.
TEMPERATURE — характеризует сопротивление шины выработке тепла и ее способность рассеивать тепловую энергию. Измерения проводят по специальной методике.
Предупреждение! Превышение нагрузки и скоростного режима, а также недостаточное давление могут привести к перегреву и разрушению шины.
Индекс С указывает на то, что шина удовлетворяет минимальным требованиям стандарта безопасности. Индексы В и А показывают превышение этих минимальных требований в порядке увеличения. На боковине шины также могут быть нанесены следующие обозначения: RADIAL — обозначение радиальной шины; TUBELESS — такая надпись означает, что шина бескамерная.
Давая рекомендации в выборе тех или иных шин, завод-изготовитель исходит из условий обеспечения максимальной устойчивости, управляемости, проходимости и безопасности автомобиля. Так, колеса с большим вылетом могут задевать за детали тормозных механизмов и подвески, а с меньшим — увеличивают нагрузку на подшипники ступиц и могут привести к непредсказуемому поведению автомобиля при экстренном торможении или в случае отказа одного из контуров тормозной системы. Высокопрофильные шины могут задевать за детали кузова при максимальных ходах подвески, а широкие — тереться о лонжерон автомобиля или о его крыло при больших углах поворота. Шина с меньшим индексом нагрузки может лопнуть под максимально загруженным автомобилем, а использование шины с низким индексом скорости чревато ее разрушением при движении на высокой скорости.
Шины, которые могут быть установлены на автомобиль, в зависимости от температурных и погодных условий, для которых они рассчитаны, подразделяются на три типа: летние, зимние и всесезонные. Если автомобиль эксплуатируется круглый год, а зима снежная, лучше иметь два комплекта колес: с зимними и летними шинами. Летние шины специально разработаны для работы при высоких температурах. Зимой летние шины будут слишком твердыми, это негативно отразится на их сцеплении с дорогой. Зимние шины обеспечивают приемлемое сцепление с дорогой при низких температурах и на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии. Такие шины изготавливают из более мягкой резины. Их маркируют знаком 1 в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также знаками 2 «М+S», «M&S», или «М S» (буквы от англ, mud — «грязь» и snow — «снег», указывают на то, что шина имеет увеличенные расстояния между выступами протектора, что позволяет противостоять скольжению на нетвердой опорной поверхности).
Надпись STUD указывает на наличие шипов. Возможность использования зимой ошипованных шин зависит от конкретных условий эксплуатации автомобиля. Следует учитывать, что шипы предназначены для улучшения сцепных свойств шины только на скользком твердом покрытии, таком как лед или укатанный снег. В остальных случаях шипы бесполезны, а на асфальте даже могут немного ухудшать сцепление шины с дорогой.
Использование зимней шины летом приводит к ее интенсивному износу.
Всесезонные шины можно использовать круглый год. От остальных шин их отличает надпись: ALL SEASON или TOUS TERRAIN на боковине. По своим показателям они удовлетворительно себя ведут в различных погодных условиях, но при этом летом проигрывают по техническим показателям летним шинам, а зимой — зимним. Всесезонные шины лучше всего подходят для межсезонья.
В зависимости от высоты профиля шины подразделяются на низкопрофильные (отношение высоты профиля к его ширине равно или меньше 55) и высокопрофильные (отношение высоты профиля к его ширине больше 55). Чем меньше профиль шины, тем жестче ее боковина и, соответственно, шина меньше поглощает неровности дороги, однако с уменьшением профиля повышается точность управления.
Рисунок протектора может быть универсальным или направленным и не регламентирован требованиями завода-изготовителя автомобиля. При направленном рисунке протектора на боковине шины нанесена надпись ROTATION и стрелка, указывающая направление вращения колеса при движении автомобиля вперед.
Частным случаем направленного рисунка является асимметричный. В этом случае на боковине нанесена надпись OUTSIDE, которая при монтаже должна находиться с наружной стороны.
На протекторе некоторых типов шин могут быть выполнены узкие волнистые прорези — ламели.
Таблица 11.1.3. Индексы нагрузки шин
Индекс | Нагрузка, кг | Индекс | Нагрузка, кг | Индекс | Нагрузка, кг | Индекс | Нагрузка, кг |
51 | 195 | 71 | 345 | 91 | 615 | 111 | 1090 |
52 | 200 | 72 | 355 | 92 | 630 | 112 | 1120 |
53 | 206 | 73 | 365 | 93 | 650 | 113 | 1150 |
54 | 212 | 74 | 375 | 94 | 670 | 114 | 1180 |
55 | 218 | 75 | 387 | 95 | 690 | 115 | 1215 |
56 | 224 | 76 | 400 | 96 | 710 | 116 | 1250 |
57 | 230 | 77 | 412 | 97 | 730 | 117 | 1285 |
58 | 236 | 78 | 425 | 98 | 750 | 118 | 1320 |
59 | 243 | 79 | 437 | 99 | 775 | 119 | 1360 |
60 | 250 | 80 | 450 | 100 | 800 | 120 | 1400 |
61 | 257 | 81 | 462 | 101 | 825 | 121 | 1450 |
62 | 265 | 82 | 475 | 102 | 850 | 122 | 1500 |
63 | 272 | 83 | 487 | 103 | 875 | 123 | 1550 |
64 | 280 | 84 | 500 | 104 | 900 | 124 | 1600 |
65 | 290 | 85 | 515 | 105 | 925 | 125 | 1650 |
66 | 300 | 86 | 530 | 106 | 950 | 126 | 1700 |
67 | 307 | 87 | 545 | 107 | 975 | 127 | 1750 |
68 | 315 | 88 | 560 | 108 | 1000 | 128 | 1800 |
69 | 325 | 89 | 580 | 109 | 1030 | 129 | 1850 |
70 | 335 | 90 | 600 | ПО | 1060 | 130 | 1900 |
Таблица 11.1.4. Индексы скорости шин
Индекс | Скорость, км/ч | Индекс | Скорость, км/ч |
К | 110 | Т | 190 |
L | 120 | и | 200 |
М | 130 | Н | 210 |
N | 140 | V | 240 |
Р | 150 | VR | более 210 |
Q | 160 | W | 270 |
R | 170 | Y | 300 |
S | 180 | ZR | более 240 |