Дня выполнения работы потребуются: мультиметр (в режиме вольтметра, омметр с пределом измерения от 100 Ом до 10 кОм); термометр (с пределом изменения не менее 100°C); небольшая термостойкая емкость объемом около 0,5 л для воды; около 0,3 л воды, разогретой до температуры кипения.
Рекомендация. Термометр можно заменить цифровым мультиметром с режимом термометра.
Снятие и проверка
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).
2. Снимаем глушитель системы впуска (см. «Воздушный фильтр — снятие и установка»).
3. Освобождаем фиксатор колодки жгута проводов...
...отсоединяем колодку от датчика.
3. Подсоединяем «минусовой» щуп вольтметра к «массе» двигателя.
4. Включив зажигание, вольтметром измеряем напряжение на выводе 1 колодки жгута проводов (обозначение выводов нанесено на колодке жгута проводов).
Замечание. Напряжение на выводе должно быть не меньше 7 2 В. Если напряжение не поступает на колодку или оно меньше 12 В, значит, разряжена аккумуляторная батарея, неисправна цепь питания или неисправен ЭБУ.
Предупреждение! По окончании измерения напряжения выключайте зажигание.
Замечание. При выполнении следующей операции вытечет некоторое количество охлаждающей жидкости. Для ее сбора подложите под датчик ветошь.
5. Накидным ключом на 19 мм отворачиваем датчик температуры и вынимаем его из корпуса термостата. Соединение датчика с термостатом уплотнено медной шайбой.
6. Подсоединяем омметр к выводам датчика.
Замечание. Чтобы подсоединить мультиметр, на выводы датчика можно надеть отрезки полихлорвиниловой трубки. В них вставить щупы прибора. Делать это необходимо аккуратно, поскольку выводы датчика очень тонкие.
7. Заполняем емкость кипятком, погружаем в воду рабочую часть датчика и записываем показания прибора при температуре около 100°C. По мере остывания воды измеряем сопротивление датчика при температуре 90, 80, 70, 60, 50, 45, 40, 35, 30, 25 и 20°C.
Если позволяют условия, то снять показания можно и при более низкой температуре. Сопротивление исправного датчика должно быть близко к данным, указанным в таблице:
Температура охлаждающей жидкости, °C | Сопротивление датчика, Ом |
100 | 177 |
90 | 241 |
80 | 332 |
70 | 467 |
60 | 667 |
50 | 973 |
45 | 1188 |
40 | 1459 |
35 | 1802 |
30 | 2238 |
25 | 2796 |
20 | 3520 |
15 | 4450 |
10 | 5670 |
5 | 7280 |
0 | 9420 |
Неисправный датчик заменяем.
Установка
1. Устанавливаем датчик в последовательности, обратной снятию.
2. Заполняем систему охлаждения двигателя жидкостью.
3. Запускаем двигатель и убеждаемся в отсутствии утечек охлаждающей жидкости из-под датчика. При необходимости сильнее заворачиваем датчик в корпус термостата.
Рекомендация. Если таким способом устранить течь не удалось, следует переустановить датчик, нанеся на его резьбовую часть термостойкий герметик или заменить медную шайбу.