Детали сцепления: 1 - ведомый диск; 2 - нажимной диск в сборе (корзина); 3 - рабочий цилиндр выключения сцепления в сборе с выжимным подшипником
На автомобиле с механической коробкой передач привод выключения сцепления — гидравлический.
Сцепление состоит из корзины (нажимного диска в сборе) и ведомого диска. Корзина представляет собой стальной кожух, в который установлен нажимной диск. Со стороны кожуха диск поджимает нажимная пружина диафрагменного типа. Корзина сцепления прикреплена шестью болтами к маховику. Между нажимным диском и маховиком установлен ведомый диск.
К двум сторонам ведомого диска приклепаны фрикционные накладки. Для гашения крутильных колебаний в момент включения сцепления в ведомый диск встроен демпфер с цилиндрическими пружинами. Ступица ведомого диска входит в шлицевое зацепление с первичным валом коробки передач.
Гидропривод выключения сцепления состоит из главного и рабочего цилиндров выключения сцепления, связанных трубопроводом.
Гидропривод сцепления
По трубопроводу давление подводится к рабочему цилиндру, который в свою очередь передает усилие на центральную диафрагменную пружину сцепления через выжимной подшипник выключения сцепления. Рабочий цилиндр сцепления собран в единый блок с выжимным подшипником (в каталогах запасных частей используются оба эти названия для обозначения детали) и установлен в картер сцепления.
В качестве рабочей жидкости в гидроприводе сцепления используется тормозная жидкость. Она поступает в главный цилиндр сцепления по шлангу из бачка главного тормозного цилиндра. Для этого на левой стороне бачка выполнен патрубок.
Рабочую жидкость в системе гидропривода выключения сцепления необходимо регулярно заменять в соответствии с планом технического обслуживания (см. «План технического обслуживания»).
К неисправностям главного и рабочего цилиндров сцепления можно отнести: износ манжет главного цилиндра сцепления; течь рабочей жидкости в местах соединения трубок и штуцеров и из-под манжет поршней цилиндров.
Замечание. В случае негерметичности рабочего цилиндра появятся потеки тормозной жидкости снизу из-под картера сцепления. Наличие потеков масла в этом же месте вызвано износом сальника первичного вала коробки передач. Следует также проверить шланг и трубку гидропривода сцепления, чтобы убедиться, что на них нет трещин, порезов и других повреждений. Неисправные детали заменяем.
Исправная работа гидропривода выключения сцепления возможна только, если в системе отсутствует воздух, из-за которого может не полностью выключаться сцепление. В результате переключение передач будет затруднено или невозможно. Воздух в систему может попасть при понижении уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра ниже допустимого предела, в результате нарушения герметичности соединений.
Герметичность необходимо восстановить, заменив поврежденные детали. Для удаления воздуха достаточно прокачать гидропривод выключения сцепления. Прокачной штуцер выполнен в наконечнике трубки гидропривода.
На автоматизированной механической коробке передач 2182 (АМКП), вместо гидропривода выключения сцепления установлен механизм с электроприводом.
Электропривод воздействует непосредственно на вилку сцепления. Вилка выключения сцепления опирается на опору с шаровым наконечником. При повороте вилки усилие передается на лепестки нажимной пружины через радиально-упорный шариковый подшипник (выжимной подшипник). Подшипник надет на муфту выключения сцепления, через которую он контактирует с вилкой привода выключения сцепления.
Благодаря отсутствию зазора в приводе выключения сцепления обеспечивается постоянное прижатие муфты к лепесткам нажимной пружины, при этом выжимной подшипник непрерывно работает. В подшипнике заложена смазка на весь срок его службы. Муфта выключения сцепления перемещается по направляющей втулке, надетой на первичный вал коробки передач и прикрепленой к картеру сцепления тремя болтами.
Изношенный выжимной подшипник во время работы будет издавать повышенный шум. При замене дисков сцепления завод-изготовитель рекомендует заменить выжимной подшипник вне зависимости от его состояния. Это оправдано, если пробег автомобиля составил около 100 тыс. км или более. Но если диск сцепления износились за значительно меньший пробег (30-40 тыс. км), то это скорое всего результат неправильной эксплуатации автомобиля. В этом случае велика вероятность того, что выжимной подшипник сохранил достаточный ресурс для дальнейшей эксплуатации. Однако, при замене дисков сцепления следует проверить состояние подшипника: если при вращении его наружное кольцо заедает, чувствуется люфт или слышен шум — выжимной подшипник необходимо заменить.