Основным поставщиком такой аппаратуры является фирма «Роберт Бош» (ФРГ, Штутгарт), аппаратуру этого класса выпускают также фирмы «Кугельфишер» (ФРГ, Мюнхен) и «Спика» (Италия, Милан).
Разработка и дальнейшее совершенствование аппаратуры впрыска Бош с механическим регулированием неразрывно связаны с применением ее на автомобилях фирмы «Мерседес Бенц». Аппаратура впервые была использована в 1961 г. на новой модели этой фирмы — 220 SE. На этой и всех последующих многочисленных моделях фирмой «Мерседес Бенц» вплоть до последнего времени устанавливалась аппаратура только с механическим управлением; на последних моделях фирмы использована аппаратура Бош с электронным управлением. Аппаратура автомобиля 220 SE обладала рядом интересных особенностей, направленных на повышение показателей автомобиля при одновременном снижении его стоимости. Следует отметить применение двухплунжерного насоса для, питания шестицилиндрового двигателя. Каждая секция насоса подавала топливо к трем форсункам одновременно; для равномерного распределения топлива между форсунками в нагнетательной линии были установлены распределители, снабженные тарированными жиклерами. Таким образом, система осуществляла групповой впрыск (см. рис. 4, б).
Общая схема системы впрыска автомобиля Мерседес Бенц 220 SE изображена на рис. 17. Топливо из бака 1 забирается электрическим бензонасосом 2, включаемым замком зажигания 3, и через фильтр 4 подается к насосу высокого давления 7. Из насоса избыток топлива по трубопроводу 18 сливается обратно в бак. На топливных трубопроводах установлены демпферы 6, предназначенные для сглаживания пульсаций давления топлива. Секции насоса высокого давления нагнетают топливо к распределителям 9 и 10, к которым присоединены трубопроводы форсунок 11. К первому распределителю присоединены трубопроводы форсунок первого, второго и третьего, ко второму — четвертого, пятого и шестого цилиндров. Воздух поступает в двигатель через дроссельную заслонку 13, связанную системой тяг 14 и 15 с педалью акселератора 17 и тягой 16 с рычагом регулятора состава смеси, установленного на корпусе насоса 7. Применяемая на этом двигателе конструкция регулятора отличалась от изображенной на рис. 12, а тем, что вместо пространственного кулачка и ролика кинематическая связь с такими же закономерностями была реализована системой рычагов. В описываемой системе применено устройство, автоматизирующее управление топливоподачей на режимах пуска и прогрева (см. гл. II). Предусмотрено также пусковое устройство, форсунка 12 которого установлена на ресивере впускной трубы. К форсунке подается топливо от электромагнитного клапана 5, управляемого автоматикой пуска, и воздух по магистрали 8. Подача воздуха регулируется золотником, связанным с термоэлементом регулятора. Аналогичная система впрыска применялась также на автомобилях 220 SEb и 300SE. Параметры двигателей этих автомобилей приведены в табл. 1.
Рис. 17. Схема системы впрыска автомобиля Мерседес Бенц 220 SE, аппаратура Бош
Последующее развитие аппаратуры впрыска Бош связано с более поздней моделью большего рабочего объема — 230 SL. Начиная с этой модели и на всех последующих рычажный механизм регулятора был заменен механизмом с пространственным Кулачком. Как видно из рис. 12, а, в системе регулирования имеется коррекция топливоподачи по температуре охлаждающей воды и барометрическому давлению.
Начиная с модели 230 SL, на шестицилиндровых двигателях используются насосы с шестью секциями, подающими топливо в форсунки в соответствии с порядком работы цилиндров. Форсунки на модели 230 SL установлены непосредственно на головке цилиндров, так что впрыскиваемое топливо при открытом клапане частично попадает прямо в цилиндр двигателя. В дальнейшем фирма «Мерседес Бенц» выпустила ряд моделей с шестицилиндровыми двигателями, увеличив их рабочий объем до 2,5 и 2,8 л. Был поставлен на производство и восьмицилиндровый двигатель с рабочим объемом 6,3 л для автомобиля высокого класса (модель 600), выпускаемого в ограниченных количествах. Применяемая на этих двигателях аппаратура не имеет принципиальных отличий от описанной выше. Позже фирмой были созданы новые модели — восьмицилиндровые двигатели с рабочим объемом 3,5 и 4,5 л; на них устанавливается аппаратура впрыска Бош с электронным управлением (см. табл. 1).
Аппаратура Бош применяется также на двигателях автомобилей Порше — модели 911 Е и 911 S. Для питания шестицилиндровых оппозитных двигателей спроектирован специальный насос с двухрядным расположением секций, система регулирования которого аналогична рассмотренной. В системе питания этих высокофорсированных двигателей использованы индивидуальные дроссельные заслонки для каждого цилиндра, соединенные системой тяг.
На двигателях Порше применяется воздушное охлаждение. Коррекция подачи топлива производится по температуре воздуха, отводимого из системы охлаждения; датчик температуры выполнен в виде набора омываемых воздухом биметаллических дисков. Предусмотрено пусковое устройство, подающее дополнительное топливо при пуске холодного двигателя в корпус воздушного фильтра. Для снижения токсичности отработавших газов на режимах торможения двигателем подача топлива отключается. Для этой цели служит электромагнитный привод, ставящий регулирующую рейку в положение нулевой подачи при закрытии дроссельных заслонок, если частота вращения выше 1350 об/мин.
Аппаратура впрыска, весьма близкая по конструкции аппаратуре Бош, выпускается фирмой «Спика». Аппаратура Спика устанавливается в основном на автомобили Альфа Ромео 1750, предназначенные для экспорта в США. Применение впрыска на этих автомобилях связано с необходимостью обеспечить американские нормы уровня токсичности отработавших газов.
Двигатели Альфа Ромео тоже имеют индивидуальные дроссельные заслонки для каждого цилиндра. Насос высокого давления однорядный, с регулированием подачи поворотом плунжеров. Регулятор состава смеси имеет пространственный кулачок. В регуляторе предусмотрена барометрическая коррекция. Температурная коррекция осуществляется перестановкой вручную сезонной регулировки в одно из трех положений (нормально, прохладно, морозно). Во время пуска смесь обогащается за счет перемещения рейки пусковым электромагнитом, а при прогреве обогащение поддерживается посредством термоэлемента, действующего на пространственный кулачок, пока охлаждающая жидкость не прогреется до 70°С.
Рис. 18. Схемы систем впрыска: а - автомобиль Пежо, аппаратура Кугельфишер; б - автомобиль Триумф TR-5, аппаратура Лукас Мк2.
Аппаратуру впрыска с механическим регулированием выпускает также фирма «Кугельфишер». Аппаратура Кугельфишер была впервые применена в начале 60-х годов на автомобиле Пежо-XCKF-404. Схема такой системы впрыска приведена на рис. 18, а. Топливо из бака 1 через фильтр 2 забирается электрическим бензонасосом 3 и под давлением 1,4 кгс/см2 подается к фильтру тонкой очистки 6. Отфильтрованное топливо по трубопроводу 7 поступает к насосу высокого давления 8. Насос 3 включается замком зажигания 4. В системе предусмотрена сигнальная лампа 5, показывающая наличие давления топлива в системе; датчик давления топлива 14 ввернут в крышку фильтра 6. Избыток топлива из насоса высокого давления сливается по трубопроводу 13. Насосом высокого давления топливо нагнетается к форсункам 12, установленным на впускном трубопроводе двигателя. Для каждой из четырех форсунок предусмотрена индивидуальная секция насоса. Количество поступающего в двигатель воздуха регулируется дроссельной заслонкой 10, связанной системой тяг 9 с педалью акселератора и рычагом- регулятора состава смеси. Система регулирования подачи топлива описана в гл. II. В системе предусмотрено автоматическое регулирование подачи топлива на режиме пуска и прогрева в зависимости от температуры. Пусковое топливо’ подается во впускную трубу электромагнитной форсункой 11. Коррекция топливоподачи при изменении барометрического давления не предусматривалась. В дальнейшем в систему был внесен ряд изменений. Насосы последних Моделей выполняются с двухрядным расположением секций для двигателей с числом цилиндров четыре и шесть. Аппаратура впрыска Кугельфишер применяется на автомобилях Пежо, Лянчиа и на некоторых моделях БМВ.