- справки о пробеге автомобиля;
- акта о его техническом состоянии;
- технического паспорта автомобиля.
Для газобаллонных автомобилей дополнительно требуются паспорт и карточки на баллоны. При сдаче агрегатов и узлов помимо наряда на ремонт необходимо сдать справку об их техническом состоянии.
После анализа технического состояния и проведения экономического обоснования в КР направляются:
- автобусы и легковые автомобили — при необходимости КР кузова;
- грузовые автомобили — при необходимости ремонта рамы, кабины и не менее трех других базовых агрегатов в любом их сочетании;
- агрегаты, если базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата или их восстановление путем выполнения ТР нецелесообразно.
Прием в КР автомобилей, их агрегатов и узлов проводит представитель АРО. Он дает письменное заключение в виде приемосдаточного акта о соответствии технического состояния ремонтного фонда установленным требованиям. Данное заключение составляется на основании внешнего осмотра, испытания пробегом до 3 км (только для автомобилей), проверки на контрольно-испытательных стендах или с применением других средств объективного контроля и диагностики, а также разборки в необходимом объеме для контроля технического состояния частей автомобиля.
Необходимо, чтобы автомобиль, принимаемый в ремонт, независимо от способа доставки мог передвигаться своим ходом (кроме автомобилей с аварийными повреждениями) и не имел деталей, которые исключали бы возможность его последующего использования или ремонта. Автомобиль, сдаваемый в КР, должен быть полностью укомплектован. В исключительных случаях принимаются автомобили после дорожно-транспортных происшествий (ДТП) или неукомплектованные некоторыми крепежными деталями при условии, что эта некомплектность не ухудшает технико-экономических показателей, влияющих на безопасность движения В этих случаях все данные о повреждениях и некомплектности указываются в справке о техническом состоянии автомобиля, приемо-сдаточном акте и соответствующей калькуляции АРО, составляемой с учетом увеличения объема и стоимости работ по ремонту из-за наличия аварийных повреждений или некомплектности.
В КР не принимаются:
- грузовые автомобили любого назначения, если их кабины и рамы подлежат списанию;
- автобусы, легковые и грузопассажирские автомобили, если их кузова подлежат списанию;
- агрегаты и узлы автомобилей, сдаваемые в ремонт отдельно, если при приемке обнаружено, что их базовые детали или основные детали сборочных единиц, не имеющие базовых деталей, подлежат списанию в брак.
КР проводится, как правило, обезличенным методом в специализированных АРО, где предусмотрена полная разборка объекта ремонта, дефектация, восстановление или замена составных частей, сборка, регулировка и испытание. Цель КР — восстановить работоспособность автомобиля и его агрегатов и обеспечить его пробег до следующего капитального ремонта или списания. Пробег между двумя КР должен составлять не менее 80% нормы для новых автомобилей.
В любом автомобиле всегда действуют два вида процессов:
- полезные — рабочие процессы, обеспечивающие его функционирование;
- вредные — разрушительные процессы, протекающие в течение всего времени существования автомобиля; они приводят к снижению уровня рабочих процессов и ухудшению технико-экономических показателей автомобиля.
Изнашивание рабочих поверхностей деталей, усталостные разрушения, коррозия, старение — все это вредные процессы, обусловленные:
- погрешностями возникшими при изготовлении машины, например неуравновешенностью вращающихся масс, несоосностью постелей блока цилиндров и коренных шеек коленчатого вала, некачественным выполнением процесса старения корпусных деталей, наличием неравномерных остаточных напряжений в поверхностных слоях шеек коленчатого вала и т.п.;
- внешними условиями, в частности температурным влиянием окружающей среды, пылью, влагой и т.п.
По скорости протекания вредные процессы делятся на три группы:
- быстропротекающие (вибрация узлов, изменение сил трения и т.д.), периодичность которых составляет доли секунды;
- процессы средней скорости, например климатические условия, которые изменяются в течение минут или часов;
- медленные процессы, которые длятся дни или месяцы (изнашивание деталей, коррозия, усталость металлов и т.д.).
Рис. 4 1. График увеличения долговечности автомобиля при своевременном проведении ТО и ТР: φ(/) - рабочие процессы; ψ(t) - вредные процессы; t1—tn - промежутки времени между ТО и ТР
Развитие вредных процессов ведет к росту потока отказов и снижению надежности автомобиля. Эти процессы полностью устранить нельзя, но можно замедлить их проявление путем своевременного проведения ТО и ТР, что проиллюстрировано на рис. 4.1. Как видно из рисунка, при непрерывном осуществлении рабочих процессов φ(t) наличие вредных процессов ψ(t) могло бы привести к раннему выходу автотранспорта из строя. Однако неоднократное выполнение ТО или ТР после определенного пробега обеспечило увеличение суммарного пробега. Когда уровень вредных процессов резко возрастает и превышает допустимые пределы, а ход рабочих процессов отклоняется от нормального, эксплуатация автомобиля становится технически невозможной или экономически нецелесообразной, и автомобиль подлежит КР.