Текущий ремонт предназначен для устранения отказов и неисправностей, возникающих в автомобиле и его агрегатах, а также обеспечения безопасной эксплуатации до капитального ремонта. ТР выполняется преимущественно обезличенным агрегатным методом. т.е. путем замены неисправных агрегатов, узлов и деталей на исправные из оборотного фонда. ТР проводят в автотранспортных организациях, станциях технического обслуживания автомобилей и в различных ремонтных мастерских. Особенности ТР изучают в дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей». В данном учебнике рассматриваются вопросы, связанные с капитальным ремонтом автомобилей.
Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности до состояния, близкого к полному восстановлению ресурса с обеспечением коэффициента восстановления Кл≥0,8. КР проводится в основном обезличенным методом в специальных авторемонтных организациях, на авторемонтных заводах или специализированных ремонтных участках, созданных в крупных АТО. При КР предусматривается полная разборка объекта ремонта, дефектовка каждой детали, восстановление или замена отдельных составных частей, сборка, регулировка, испытание и сдача в эксплуатацию.
Условия и порядок проведения КР автомобилей будут подробно рассмотрены в гл. 4. Данная глава посвящена технологическим процессам восстановления отдельных деталей автомобилей. На этом этапе деталь должна быть доведена до необходимой кондиции, при которой ее долговечность составит не менее 0,8 этого показателя для новой детали при достаточном уровне надежности.
Восстановление сопрягающихся поверхностей изношенных деталей осуществляют двумя методами:
- восстановлением в тело, когда размеры детали изменяются в пределах установленных ремонтных размеров;
- восстановлением в номинал, когда размеры детали восстанавливаются до их начального (номинального) значения.
Итак, начнем с восстановления деталей автомобилей по первому методу — восстановления в тело. Для примера рассмотрим два случая: восстановление шеек коленчатых валов и зеркала цилиндров ДВС. Прежде всего следует заметить, что этим методом можно восстановить только те детали, у которых все технические требования на геометрические и пространственные отклонения находятся в пределах нормы согласно чертежу на эту (новую) деталь. Исключение составляют отдельные размеры, значения которых нс превышают предельно допустимых с учетом наличия минимально необходимого припуска для механической обработки поверхностей. Для шеек коленчатого вала применяется технологический процесс шлифования на очередной установленный ремонтный размер с последующим суперфинишированием; для зеркала цилиндров — процесс расточки с последующим хонингованием.
Восстановление деталей по второму методу (в номинал) — это более сложная задача, которая имеет несколько решений:
- пластическое деформирование за счет использования пластических свойств металла детали (осадкой, раздачей, обжатием, редуцированием, электромеханической накаткой и т.д.);
- сварка и наплавка (под флюсом, в среде защитных газов, виб-родуговой наплавкой и т.д.);
- металлизация напылением на поверхность детали расплавленного металла (газовая, электродуговая, высокочастотная, плазменно-дуговая, детонационным взрывом и др.);
- гальваническое осаждение слоя металла на поверхность детали (хромирование, железнение и т.п.);
- заливка подшипников скольжения антифрикционными сплавами (баббитная, свинцовистая бронза и т.п.);
- применение пластмасс и клеев;
- применение дополнительных ремонтных деталей (ДРД).
В следующих подразделах будут рассмотрены перечисленные варианты.