Принцип действия
В основе работы датчиков аварийного давления масла лежит свойство упругих элементов деформироваться под действием давления окружающей среды. В качестве упругого элемента в датчиках используются мембраны, но в отличие от датчиков манометров (см. гл. 1) они не гофрированные, а плоские (рис. 2.5). Плоская мембрана менее чувствительна, чем гофрированная, но проще в изготовлении. При работе двигателя под действием давления масла мембрана 3 прогибается и с помощью толкателя 2 удерживает контакты 1 и 5 в разомкнутом состоянии. При снижении давления прогиб мембраны 1 уменьшается, толкатель 2 перемещается вниз, и при снижении давления масла до величины, меньшем минимально допустимого значения, контакты датчика замыкаются, сигнализатор аварийного давления масла загорается.
Рис. 2.5. Принцип действия датчика аварийного давления масла: 1 - подвижный контакт; 2 - толкатель; 3 - мембрана; 4 - корпус; 5 - неподвижные контакты; 6 - сигнальная лампа; Рпор - пороговое {минимально допустимое) значение давления масла
Устройство, работа, характеристики
На современных автомобилях установлены датчики аварийного давления ММ120, М1118 и 30.3829. Устройство датчиков одинаково: в корпусе 10 (рис. 2.6) за вальцованы мембрана 9 из полиэфирной пленки и неподвижный контакт 8. Подвижный контакт 2 размещен на толкателе 1 и прижимается пружиной 4 к неподвижному контакту. Неподвижный контакт через корпус Соединен с «массой» автомобиля, а подвижный контакт через пружину 4 и контактную втулку 6 — со штекером 7. В контактной втулке 6 имеется отверстие, закрытое пробкой-фильтром 5, через которое надмембранная полость соединяется с атмосферой. Если давление масла в системе смазки двигателя ниже предельно допустимого, то подвижный контакт 2 прижат пружиной 4 к неподвижному контакту 8 и сигнальная лампа аварийного давления масла горит. После пуска двигателя давление масла растет, что вызывает прогиб мембраны, и толкатель, преодолевая сопротивление пружины, начинает перемещаться. Как только давление масла станет больше минимально допустимого, перемещение толкателя вызовет размыкание контактов 2 и 8 и сигнальная лампа аварий кого давления масла погаснет. Характеристики датчиков аварийного давления масла приведены в табл. 2.4.
Рис. 2.6. Устройство датчика аварийного давления масла: 1 - толкатель; 2 - подвижный контакт; 3 - изолируощий колпачок; 4 - пружина; 5 - пробка-фильтр; 6 - контактная втулка 7 - штекер; 8 - не -подвижный контакт; 9 - мембрана; 10 - корпус