Рис. 1.14 Схема поиска неисправностей термометра или манометра
Таблица 15. Зависимость сопротивления датчика ТМ100А от температуры
Температура,°С | 40 | 80 | 100 | 110 | 120 |
Сопротивление, Ом | 320-440 | 126-142 | 82-91 | 66-74 | 55-62 |
Таблица 1.6. Зависимость сопротивления датчика ТМ 106 от температуры
Температура,°С | 30 | 50 | 90 | 130 |
Сопротивление, Ом | 1350-1860 | 585-820 | 155-196 | 51-65 |
Проверка датчиков температуры охлаждающей жидкости
Исправность электрического термометра можно проводить непосредственно на автомобиле — по схеме, изображенной на рис. 1.14. При этом датчик про-вернется в комплекте с указателем.
Рис. 1.15. Переходник для проверки манометров
Проверить точность работы снятого с автомобиля датчика л ого метрического термометра можно с помощью нагреваемой емкости с водой и ртутного термометра. Датчик с подсоединенным к нему тестером помещается в емкость. Величины электрического сопротивления датчиков ТМ100А и ТМ106 должны соответствовать данным табл. 1.5 и 1.6.
Проверка датчиков давления масла
Проверить точность работы снятых с автомобилей датчиков давления масла ММ358, ММ393А и 23.3839 можно как вместе с указателями, так и раздельно, с помощью несложного приспособления. Для этого потребуется выточит ь из стали или латуни переходник (рис. 1.15). Кроме того, понадобится исправный (эталонный) указатель манометра со шкалой до 8...10 кгс/см2. Можно, например, использовать манометр от шинного насоса. Чтобы проверить датчик вместе с указателем давления масла, вворачиваем датчик а переходник, затем заполняем переходник маслом и собираем схему, изображенную на рис. 1.16. Вворачивая эталонный указатель 1 в переходник 2, следим за показаниями эталонного и проверяемого 4 указателя. Показания не должны отличаться более чем на 5%. Если погрешность больше, следует проверить работу датчика при различных давлениях масла. Для этого собираем схему, изображенную на рис. 1.17. Снова заполняем переходник маслом и постепенно вворачиваем в переходник эталонный манометр 1. При этом изменяются показания манометра и параметры датчика. Измеряем сопротивление датчика при различных давлениях. Датчик ММ358 при отсутствии давления должен иметь сопротивление 157... 175 Ом, при давлении в 2 кг/см2 - 108...114 Ом, при давлении в 4 кг/см2 - 55...65 Ом. Датчик 23.3839 при отсутствии давления должен иметь сопротивление 290..,330 Ом, при давлении в 1,5 кг/см2 - 170...200 Ом, при давлении в 4,5 кг/см2 - 50...80 Ом, Датчик ММ393А при отсутствии давления должен иметь сопротивление 290...320 Ом, при давлении в 4 кг/см? - 103... 133 Ом, при давлении в 6 кг/см2 - 55...80 Ом, при давлении в 8 кг/см2 - 0...15 Ом.
Рис. 1.16. Схема проверки датчика совместно с указателем манометра: 1 - эталонный манометр; 2 - переходник; 3 - проверяемый датчик; 4 - проверяемой указатель; 5 - выключатель
Рис. 1.17. Схема проверки датчика манометра: 1 - эталонный манометр; 2 - переходник; 3 - проверяемый датчик; 4 - омметр
Проверка датчиков уровня топлива
Для поиска неисправностей электрических цепей лог о метрических измерителей уровня топлива с реостатными датчиками непосредственно на автомобиле можно воспользоваться схемой, изображенной на рис. 1.18. При этом датчик проверяется в комплекте с указателем. Для осуществления проверки потребуется тестер и небольшой отрезок провода. Исправность датчиков уровня топлива определяем по величинам их электрических сопротивлений в соответствии с табл. 1.7.
Рис. 1.18. Схема поиска неисправностей измерителя уровня топлива
Таблица 1.7. Величины электрических сопротивлений датчиков указателей уровня топлива
Для проверки точности работы снятого с автомобиля датчика уровня топлива в комплекте с эталонным указателем необходимо собрать устройство, элементы которого изображены на рис. 1.19. При проверке датчик прибора устанавливаем на площадке 2 и соединяем его с эталонным указателем 8 по приведенной схеме. Рычаг поплавка датчика движком 5 устанавливаем (сначала в положение, соответствующее полному баку, а затем — последовательно в положения «1/2» и «0». Углы наклона рычага в этих положениях применительно к датчику 24.3827 приведены в табл. 1.8.
Рис. 1.19. Устройство для проверки датчиков и указателей уровня топлива: 1 - датчик; 2 - площадка для кропании датчика; 3 - стойка; 4 - угломер; 5 - движок; 6 - поплавок; 7 - выключатель; 6 - проверяемый указатель; 9 - контрольная лампа
Таблица 1.8. Значения утлое наклоне рычага датчика указателя уровня топлива
Если в проверяемых точках показания прибора равномерно завышаются или занижаются, регулируем датчик, подгибая рычаг поплавка. Контрольную лампу 9 (см. рис. 19) используем для определения момента замыкания контактов сигнализатора резерва топлива в баке.
Проверка датчиков спидометра
При поиске неисправностей в электрических цепях электронных спидометров автомобилей ВАЗ-2110 (и модификаций) и ГАЗ-3110 непосредственно на автомобиле можно руководствоваться схемой, изображенной на рис. 1.20. При этом датчик проверяется в комплекте с указателем. Для осуществления проверки потребуется тестер.
Рис. 1.20. Схема поиска неисправностей спидометра
Для проверки датчика электронного спидометра, снятого с автомобиля, нужно собрать схему по рис. 1.21. За один оборот валика исправного датчика светодиод должен загораться 6 раз.
Рис. 1.21. Схема проверки датчика спидометра ГАЗ-3110: 1 - ключ разъема; 2 - штекерный разъем датчика; 3 - аккумуляторная батареи; R1 - резистор 10 кОм; V1 - светодиод